Гора Кирель находится на хребте Малидак
Кыр (баш.) - лес. Склоны поросли смешанным лесом,
на вершине находится скальный гребень.
Крутизна подъема достигает 45-50 градусов.
Еще прошлой осенью, при планировании с Володей Широковым RX9WT маршрутов будущих активаций по программе SOTA, было принято общее решение на предстоящую зиму - не предпринимать однодневные вылазки на доступные вершины, а организовать, пусть и небольшую по времени и масштабам, но все же экспедицию.
Под экспедицией понимался подъем на гору на лыжах по целине, вне накатанных снегоходных трасс, со всей необходимой снарягой для организации холодной ночевки в палатке в лесном лагере, с ужином, приготовленным на костре, и прочими туристскими «радостями».
Увы, в связи с аномальной погодой с небывалыми даже для наших краев снегопадами, сменяющимися периодами сильного похолодания, нашим планам непосредственно в календарный зимний период не суждено было реализоваться.
Правда, на исходе февраля, Володя со своим давним товарищем по лыжным походам Александром Трефиловым RA9WPV, предприняли «отчаянную» попытку подняться на высшую точку хребта Воробьиные горы недалеко от г. Аша с намерением активировать ее по программе SOTA.
По словам Володи, всю дорогу им пришлось торить лыжню, утопая по пояс в глубоком рыхлом снеге. Не дойдя до наступления темноты до вершины, они заночевали под ней в палатке. На радио не оставалось никаких сил. К утру палатку почти полностью замело, пришлось откапываться. Проблемным, из-за непрекращающегося снегопада, оказался путь обратно в Ашу, который занял весь день и вновь сопровождался пробиванием «траншеи» длиной 15км по целине, так как проторенную накануне лыжню полностью замело за ночь. Замело в горах и федеральную трассу М5, где образовалась километровая вереница из застрявших фур. Ребята доехали до Уфы только глубокой ночью.
Но вот наступил долгожданный март, а с ним период времени наиболее подходящий для лыжных походов у нас на Южном Урале. Сама погода с ярким солнцем, голубым небом, легким морозцем, при значительно удлинившемся световом дне, словно звала: «В горы, в горы»!
Стартуем ранним утром 18 марта. Нас трое - я, Володя Широков и Саша Трефилов. На небе ни облачка, безветренно, практически полный штиль. Конечная цель автомобильной части нашего маршрута село Отнурокв 18 км от г. Белорецк. Село является самым высокогорным в Башкирии и расположено на высоте 600 м над уровнем моря. В селе находится контора Нурского лесничества, старший инспектор которого - давний знакомый Володи. На подъездах к селу пересекаем следы недавнего лавинного выноса. Дорога пробита грейдером через плотную массу слежавшегося снега,перемешанного с обломками деревьев. По всей видимости, выгоревший прошлым летом лес выше по склону не смог служить препятствием для схода многотонной массы, накопленного за зиму снега.
В начале двенадцатого оставляем машину рядом с конторой лесничества, переодеваемся на маршрут, распределяем по рюкзакам равномерно по весу продукты, снаряжение и аппаратуру.
Село небольшое, но в последние годы активно застраивается приезжими дачниками из Магнитогорска. С любого места прекрасно просматривается гора Кирель высотой 1162 м. Вооруженный навигатором Саша, предлагает подниматься напрямую от села, ориентируясь на седловину между основной и второстепенной вершиной.
Сразу идем на лыжах, по лесу, выбирая подходящие по направлению просеки. В последующем, выйдя под седловину, поднимаемся в лоб, практически по линии падения воды, по все более крутому склону с постоянным набором высоты. Идти с полной выкладкой тяжело, бешено колотится сердце, не хватает дыхания. После очередной ходки останавливаемся ненадолго для восстановления сил. Лес перестоявшийся, местами труднопроходимый.
В начале четвертого, крутой склон выполаживается и мы выходим точно на седловину. Быстро находим ровную площадкув окружении высоких лиственниц и елей, подходящую для установки лагеря. Володя вырубает из сухостоя длинную и ровную жердину для использования в качестве мачты-основания для GP на 14 МГц.Сама антенна проволочная, с четырьмя противовесами и при установке пропускается внутри пятиметрового стеклопластикового удилища.
После небольшого перекуса с остатками чая из термоса, пакуем два штурмовых рюкзака с оборудованием для активации и пуховками. Прямо от стоянки начинается предвершинный взлет. Идем без лыж с опорой на палки. Большую часть пути удается передвигаться, не проваливаясь под наст, но местами утопаем по пояс в недостаточно уплотненном снегу. По мере подъема открываются замечательные виды на обширную горную страну. Как на ладони - гигант Большой Ямантау, соседняя гора Малиновая, вдалеке на северо-востоке, виден Большой Иремель.
Преодолев несколько небольших скальных выступов, выходим на вершину. Сама вершина представляет собой неширокий скальный гребень, обрывающийся в стороны крутыми отвесами.
Погода «шепчет» намлегким бризом. Разворачиваем и устанавливаем GP на 20 м. Прямо на снегу, на расстеленном куске полиэтиленовой пленки, оборудуем рабочее место с трансивером FT-817, телеграфным манипулятором. Для записей QSO используем простой карандаш и небольшой блокнот. Трансивер питается от литиевого аккумулятора, который Володя нес всю дорогу в разгрузке на груди, согревая теплом тела. Не теряя ни минутыдрагоценного времени, RX9WT выходит в эфир, давая общий вызов CW на частоте 14.060 МГц. В это время я собираю волновой канал 3+5 элементов на 144/430 МГц, изготовленный для выходов на природу Игорем RV9WIW. На вершине доступна сотовая связь. Звоню в Уфу Игорю, с просьбой дать оповещение в кластер программы SOTA и в местную группу укавистов о начале активации.
После оповещения на Володиной частоте появляются многочисленные европейские охотники за вершинами. Темп проводимых связей ощутимо возрастает, но прохождение оставляет желать лучшего. Большинство корреспондентов проходят негромко, да и ответные оценки громкости сигнала в основном не превышают 5-7 баллов. В эфире стоит довольно сильный треск, похожий больше на «городской». Но «узкий» CW-фильтр и неплохо работающая антенна позволяют уверенно работать. Лишь одно неудобство портит общую картину – мерзнут пальцы на манипуляторе ключа.
Практически одновременно с Володей выхожу в эфир на частоте 145.500 FM. Сразу на 59+ отвечает Антон RM8A. Сигнал отличный и одинаково хорошо принимается со всех направлений. Антон имеет серьезный сетап, регулярно участвуетв различных УКВ соревнованиях. Прошлым летом, во время УКВ Полевого дня, работая командным позывным UD9W с позиции недалеко от Уфы, нам удалось провести с ним связь даже на диапазоне 1296 МГц.Антон предлагает послушать его и при работе минимальной мощностью 200 мвт. В этом варианте принимаю его на 56. Ориентирую антенну на запад и предпринимаю безуспешные попытки провести связи с корреспондентами из Уфы. По всей видимости, радиотрассу перекрывает близлежащий массив Большого Ямантау. С корреспондентами из Челябинской области тоже не густо, хотя RM8A активно оповещает любителей Челябинской области о проходящей активации. Провожу связи с RZ9AT и RL9AT. К этому времени, проведя за полчаса 22 QSO, несколько продрогший RX9WT уступает мне место у КВ трансивера. Одеваю пуховую куртку и усаживаюсь на рюкзак, брошенный на снег.
Работаю SSB на общий вызов на частоте 14.280 МГц. Начало моей работы совпадает с началом RDXC 2017. Корреспонденты жалуются на сильные помехи от соревнующихся станций. За 15 минут провожу 9 QSOс наиболее настойчивыми охотниками. Солнце клонится к закату, становится ощутимо холоднее. Пора спускаться на ночлег вниз, в лесную зону. Начинает сказываться накопившаяся за день усталость. Свертываем станцию и антенны, пакуем имущество обратно в рюкзаки и сбегаем вниз по своим подъемным следам.
В лесу безветренно и тихо. За оставшееся световое время, Володя успевает повесить наклонный диполь на 30 м, утоптать лыжами площадку для палатки и установить последнюю. Один конец диполя продернут через верхушку высокой лиственницы, другой подвязан к елке невысоко над землей.
Саша разводит костер и начинает приготовление ужина. Для организации кострища используется специальная оснастка в виде подвесной металлической сетки и троса с крючками для котлов. Данная система давно используется туристами-лыжниками и позволяет избежать долгой возни с выкапыванием костровой ямы. Если же развести костер на снегу, то он просто провалится, протопив яму под собой.
Уже в сумерках устраиваемся у костра на ужин. Отмечаем успешную активацию традиционной бутылкой перцовой настойки «Язь», название которой рифмуем в коротких тостах: «Язь за связь!», «Язь за устойчивую связь!!», «Язь за связь без брака!!!». В наступившей темноте любуемся чистым звездным небом, пламенем костра. Заметно подмораживает, но у нашего походного очага вполне комфортно. Ужин из макарон и других вкусностей не успел замерзнуть.
Забираемся с Володей в палатку и устраиваемся на уже расстеленных карематах и спальных мешках. Света двух налобных фонариков вполне достаточно для видеосъемки, правда, в моем распоряжении старенькая «мыльница», но важно «быть, а не иметь», т.е. лучше снимать и делать фильмы, чем откладывать это до приобретения суперкамеры.
RX9WT присоединяет антенну, телеграфный манипулятор и аккумулятор к безотказному FT-817 и выходит в эфир на диапазоне 30 м. Безмолвие зимнего леса нарушают звуки морзянки. Эфир чист, не мешает шум ветра, как это было на вершине, можно комфортно принимать даже на встроенный динамик. С первого же вызова начинают отвечать – просто мечта. И главное, не так мерзнут пальцы на ключе! Правда вместо QTH R9U/SO-035 уже звучит RDA номер BA-38, ведь вершина в ста метрах над нами. Через минут сорок Володя завершает работу в эфире. Саша, тем временем, успел заготовить дрова на утро. Делаем общий отбой ко сну. В пуховых спальниках спалось вполне тепло и комфортно. Но, вообще, ночью температура опускалась до –26 , как мы потом узнали от лесничего!
Утром, после легкого завтрака гречневой кашей, быстро свертываем лагерь, собираем рюкзакии начинаем спуск. Маневрировать в лесу в глубоком рыхлом снегу на склоне с тяжелым рюкзаком достаточно проблематично. Передвигаюсь небольшими пологими траверсами, иногда падаю и с трудом выбираюсь из сугроба.
Наконец выбираемся на просеку, ведущую вниз. Скорость передвижения возрастает, и к полудню добираемся до деревни. Нас встречает лесничий, и с традиционным гостеприимством приглашает к столу. Кушаем, делимся с ним впечатлениями и фотоматериалами. Потом вместе идем на небольшую экскурсию в контору. Там на стенах висят карты, много красивых фотографий. Лесничество оборудовано стационарной УКВ радиостанциейна высокой мачте для оперативной связи. Сотовой связи здесь практически нигде нет, лишь только на вершинах или рядом с городом. Здесь еще территория радио…
Но, пора домой! Быстро вяжем лыжи, пакуем снаряжение, и тепло попрощавшись с гостеприимным хозяином, отправляемся в обратный путь.
Все – круг замкнулся. Миниэкспедиция на гору Кирель удалась во всех отношениях!
Марат Адгамов RA9WJV