RX9WN на озере БАЙКАЛ. Лето, 2009 год.

        Когда узнал, что очередной отпуск в 2009 году у меня будет летом, сразу возникла мысль о радиоэкспедиции. Выбор пал на Байкал. По программе RRC там был остров с номером, но не активированный - под именем Харанцы. Он расположен практически по середине относительно большого острова Ольхон. По снимкам со спутника на нем видны тропинки, значит, туда ступала нога человека, пора и радиолюбительскому оборудованию оставить там следы. Начал изучать географию того района, способы, как туда добраться и как там провести время в плане радиолюбительства.
По электронной почте и в эфире познакомился с замечательными людьми - Олегом, RZ0SO и Аркадием, RZ0SB, получил от них предварительное "добро", причем в радиолюбительском плане с максимальным обеспечением моего визита.
Я понимал, что одному эту идею не вытянуть, стал подбивать друзей и бывалых путешественников на поездку. По разным причинам пришлось ехать одному. Билеты куплены, отпуск оформлен, подарки и трансивер IC-706 MK бережно упакованы в багаж.

18.06.2009. Четверг.
        Ранее утро. Самолет компании UTair совершает плавную посаду в аэропорту г. Иркутск.
Прохладно. Уфа провожала меня палящим солнцем +36.
Быстро в толпе встречающих нахожу Аркадия, RZ0SB, подъезжают Олег, RZ0SO и Валерий, UA0QQK. Команда собирается. Решаем ехать на коллективку RK0SWA. Идем к машине Аркадия, я, как пассажир, подхожу к нему с правой стороны, но меня отправляют в другую сторону - автомобиль праворульный. Замечу, таких в городе подавляющее большинство.
        Город просыпается, много ночных парковок, во дворах мало кто оставляет свои авто. Проезжаем большие, маленькие церкви, малоэтажные деревянные дома – район сейсмически не благополучный.
RK0SWA встречает нас 4–х элементной YAGI на крыше здания РОСТО и просторным помещением с QSL бюро. Учитывая опыт бывалого туриста - Олега, RZ0SO, быстро набросали план мероприятий поездки на Ольхон-Харанцы.

        Оборудование, антенны, продукты, туристическое снаряжение - все расписано по пунктам и определены ответственные. Ни одна мелочь не была забыта. К сожалению узнаю, что Аркадий с нами не едет, его заменит Виктор, RK0SA. Выезд запланировали на следующий день после обеда. Расстаемся до завтра. На улице пошел дождь, заметно холодает.
С Аркадием едем на RK0SYY в Листвянку.
Красота Прибайкалья завораживает, все гармонично, как бы природа готовит тебя к встрече с Байкалом. Это произошло неожиданно. Навсегда в памяти останется водная рябь вокруг высоких хребтов. Даже в ненастную погоду в его облике присутствует величие! Аркадий предлагает посетить музей Байкала, где знакомит меня с радиолюбителем и фотохудожником Василием UA0SN.
На RK0SYY все продумано для гостей – наслаждайся работой в эфире на 2 эл. QUAD, отдыхай, любуйся красотой вокруг.

        Я включаю TRCVR, подхожу к 14180, натыкаюсь на RA6AU. Зову как RX9WN/0 – есть первое QSO с берегов Байкала , сам себя поздравляю. Василий любезно оставляет мне частоту, желает больше связей, прощается, а я окунаюсь в поток знакомых позывных: RV4AZ, UA9KW, RA3RGQ, F6AXP, OH3GZ, DL6ZFG. На удивление громко зовет RX9WT, Володя жалуется на жару, я разбавляю его переживания шелестом местного дождя. Подходят наши уважаемые ветераны UA9WT, RW9WO, UA9WS, приятно было слышать их бодрые голоса. Возвращается Аркадий с новостью, что в Иркутске местами лежит снег!!! Это в июне месяце!
Вечереет, прохождение ухудшается, просматриваю список, что надо завтра забрать, выделяю главное – генератор и манипулятор для работы CW!


19.06.2009. Пятница.
        Новый день встречает меня тем же мелким долгоиграющим дождем. Мелкие ручейки в Листвянке наполнились водой, короткие дороги по поселку закрылись, Аркадий ездил по делам в объезд. Завтракаем, загружаемся согласно списку и в дорогу. Прощай южная часть Байкала! В Иркутске нас встречает Виктор, RK0SA,знакомимся, переносим вещи под навес, ждем остальных членов команды. Временами дождь льет как из ведра! Подбадриваю себя - какой я молодец, что перед отъездом купил новый плащ и взял резиновые сапоги. Незаметно подкатывает TOYOTA SURF с антенной на крыше – значит свои, из которого выходят конкретно экипированные Олег и Валерий. Внутри машина вся забита, меня охватывает ужас - как туда поместится все остальное и мы в том числе. Олег, RZ0SO командует загрузкой, мы работаем в качестве подносчиков. Раза три закрывали заднюю дверь – не получалось, уплотнили, закрыли. Мне выделяют комфортное место на переднем пассажирском месте, на коленях IC-706MK2. Олег медленно выезжает на городские просторы и попадаем в пробки. На первый вызов как RX9WN/0/M IR-24 отзывается UA9YF. Это вселяет надежду - меня слышат и в движении нам не будет скучно. Я жалуюсь на непогоду, по прогнозам завтра на Байкале ожидают минусовую температуру. Михаил советует терпеть. Организую радиолюбительский подряд – я работаю, а Валера UA0QQK ведет журнал. Динамик включен, зовут RZ9OO, RW3DD, RA9MC, RA0AR, RW9WA. Автомобильные дворники дружно исполняют свои обязанности, помогая нашему передвижению. Благо асфальтная дорога, начались подъемы и спуски, темп зовущих спал, видимо, все в ожидании новых районов RDA. По обочинам появляется закрепившийся снег. Интересно, что там дальше? Останавливаемся у красивой стелы Усть-Ордынского национального округа. В машине тепло, мне уютно, а сзади на 1,5 места умещаются UA0QQK, RX0SA. В начале района UO-06 быстро ответил ожидавшим, прием сложный, треск, а в низких местах совсем нет зовущих, 46 QSO в логе. Рад за Владимира Филипповича RW9WO - пробился и спасибо за звонок моим домашним. Молодец Александр RA0BA/0, не бросил, довел связь до конца. Отмечу настойчивость Валерия UA1ZID, его позывной всегда в моем журнале, где бы я не был. На границе районов делаем остановку, ребята решили меня угостить традиционным бурятским блюдом под названием ПОЗЫ – это что-то похожее на манты, только меньше размерами, также сочные и вкусные. Подкрепившись и размявшись отправляемся дальше, въезжаем в UO-02, меня слышат 9-й и 0-й районы, связей немного, отмечаются громкими сигналами RW3DD, UA2FX, RA1OD.
        А что творилось по сторонам! Кругом снег, сантиметров на 20, поваленные хвойные деревья, только березы как-то держались изогнувшись в дугу. Хорошо, что перед нами прошла снегоуборочная техника, повезло. Ближе к Байкалу появились первые шаманские столбики, увитые пестрыми ленточками. На эти столбики принято повесить свою тесемку и побрызгать спиртным вокруг для задабривания различных духов. Что мы и сделали.

        Видимо, как-то не правильно мы совершили этот обряд, потому что за километр до парома на о.Ольхон у нашей Тойоты оторвался глушитель. Немая сцена, что дальше? Подбираем остатки выхлопной трубы, всеми возможными способами остужаем железо и запихиваем ее во внутрь машины. Темнеет на глазах, выбиваемся из графика. Принимаем решение – двигаемся на Ольхон. Успеваем на последний паром, переправляемся и с ревом двигаемся вглубь острова. Цель- поселок Хужир. A где он? Темень, указателей нет, скорость передвижения на ровных местах 20- 30 км/час, на подъемах еле плетемся, дождь, грязь. По лицу Олега видно, что его не покидает мысль – как доехать обратно. В час ночи находим приют в усадьбе Никиты Бенчарова. Представляемся научными сотрудниками, авторитетно, работает. Напряжение спало, расслабились на круглым столом и рюмкой чая.

20.06.2009. Суббота.
        Встал первым. Дождь прекратился, но сыро. На Байкале небольшое волнение, обхожу территорию, присматриваю место для установки антенн. На завтраке решаем разворачиваться и искать возможность отремонтировать машину. Благодаря золотым рукам Виктора, RK0SA, физической силе Валерия UA0QQK , организаторским способностям Олега RZ0SO мы быстро ставим YAGI , ребята вежливо прогоняют меня проверить как она работает, сами остаются устанавливать Inv.V на 40-80м.

        Только включил трансивер, как приходит SMS от Федора, UA9CUA/P, он в RDA экспедиции и через полчаса будет в районе SV-71 (последний район Свердловской области для меня по программе RDA). Нахожу его на 14182, с третьего раза отвечает, но пока SV-68. Устраиваюсь ниже по частоте, даю общий вызов RX9WN/0, RR 21-01, RFF-136, RDA IR-35 (DSC941) – пошли первые связи с острова как активатора и члена клуба радиолюбителей-путешественников RRC. Зовут RA9YDF, UA0BA, RW0AQ, SE2T, JA8MS. Александру RZ9OO жалуюсь на обстоятельства и посещение острова Харанцы под вопросом, в ответ слышу золотые слова, что "автомобиль можно починить, но не посетить остров НЕЛЬЗЯ!"
Под впечатлением сказанного провожу еще несколько связей, отмечаюсь у UA9CP/P (SV-71). Приходят ребята, проверяем КСВ, везде не более 1,1, но что-то не так с A3S. Совместными усилиями приходим к выводу, что все это время антенна была направлена на север. В телеграфном участке идет AADXC там веселее, люблю CW, желающим раздаю контрольный номер, много знакомых позывных. Но не покидает мысль – надо попасть на о.Харанцы. Нехотя выключаю трансивер, иду на разведку, погода прежняя, обращаюсь к местным, но вопрос о переброске могут решить только вечером и скорее всего – положительно. Возвращаюсь к аппарату, работаю в тесте, такого количества JA я никогда не слышал! Жду вечера. Но на острове объявляют штормовое предупреждение, научным сотрудникам заботливо предлагают приспустить большую антенну. Виктор RK0SA на своем FT-100D сканирует НЧ диапазоны, там ближний проход, общаемся с радиолюбителями Иркутской области. Зауралья не слышно. У Олега радостное известие – ему удалось организовать ремонт машины, глушитель приварили напрямую, работу двигателя “почти” не слышно. Завтра после 17 часов уезжаем.





21.06.2009. Воскресенье.
        Просыпаюсь, не верю глазам - или мне так хочется или на самом деле тепло и солнечно. Довольно быстро решаю вопрос о доставке и переброске нас на о.Харанцы. Звоню RW9WA, делюсь этой новостью. Андрей понимает с полуслова, уверен, что информация через пару минут будет в рефлекторах. Бужу ребят, на скорую руку завтракаем, быстро снимаем YAGI, готовим аппаратуру, генератор, заливаем бензин, погружаемся в УАЗ и втроем едем в сторону заветного острова.
Олег остался на связи.
Еще с берега примечаем самую высокую точку острова для установки антенны. В два захода перебираемся на него и поднимаем все наверх. Чудесный вид в чудесный день!

        Временя ограничено, работаем быстро, без предварительной договоренности, готовим оттяжки, забиваем колышки, ставим мачту, крепим антенну, поднимаем... Cтоит!

        Запускаем генератор, подключаю IC-706 MK2, работает! Время 04-16 GMT, телеграфный участок - 14020. Впервые с острова Харанцы RR21-12 звучит радиолюбительский позывной - RX9WN/0/P.

        Есть контакт: RW9WA, RZ9WM, DL6KVA, RM9RZ, 4X4JU, RZ9OO, RA3QSY, SM5DJZ, UA6JCC, RW0AQ, UA0BA, RZ3EC и много других, кто ждал на диапазоне в эти минуты. Темп высокий, всех уверенно слышу, антенна в правильном направлении.

        Я один на один с эфиром, ребята на экскурсии по острову, поднимается ветер, надуло тучи, но шаманы в этот день были благосклонны – вернули солнце и настроение. Первым в SSB меня услышал UA3OU, за ним RA9HM, RN3DY, RW6HKF, RW9TP, OH3OJ, IK1GPG, RA3RGQ,UA3EDQ,UA1ZID, строчки аппаратного журнала заполняются новыми позывными, хочется больше и больше связей провести, перехожу обратно в телеграф, темп не падает, зовут, я доволен.
        Появляются мои помощники. Валера - настоящий сибиряк, раздет по пояс, но вечером он об этом пожалел - солнце успело его хорошенько приласкать. Ну, очень быстро бежит время, надо собираться, в логе более 300 связей, конечно, мало. Дорожка на остров открыта, место великолепное для размещения позиции на более длительный срок и солнце ласковое, и ветер приятно освежает, и местные чайки достаточно дружелюбные, и эфир кристально чистый.

        Через полчаса мы были уже в лодке. Совершаем круг почета и прощаемся с островом.

        Приподнятое настроение и у нашего проводника – на удочку наловил много рыбы. К нашему приезду Олег практически уже приготовился к отъезду. Идем прощаться с администрацией усадьбы. На их лицах разочарование, что быстро уезжаем. Мы их обнадеживаем, что исследования прохождений радиоволн не закончены, что научные сотрудники еще вернуться. Пора ехать, но что-то нам не хочется спешить? Продукты не съедены, чай не допит, самочувствие отличное. Олег ставит точку – остаемся и едем на материк рано утром! Нам выделяют уютную бурятскую юрту, почти на берегу Байкала. Переселяемся.

        С Виктором натягиваем диполь на 20м, другие параллельно ставят антенну на 80м. У юрты разжигается мангал, расправляется столик, кресла, отдых продолжается. А RX9WN/0 снова в эфире, я успеваю еще около 100 связей провести в этот вечер, но Валера выключает мне питание, стол накрыт. Стемнело, над нами звездное небо, догорают дрова, языки пламени как бы разговаривают с нами.

За горами поднимается рассвет, понимаю, что это последние часы моего, точнее, нашего путешествия. Прощальный ужин подошел к концу, чай допит, приводим в порядок территорию - все же мы гостили в заповедной зоне. Солнце окончательно властвует над островом. Немного грустно, что праздник кончился. В очередной раз грузимся в Тойоту, места в ней стало больше. Последний круг почета вокруг усадьбы. Экспедиция стала историей. Дорога обратно всегда кажется короче и быстрей . На высоких местах еще сохранился тот снег 3-х дневной давности, березки начали выпрямляться. Иркутск встречает нас тополиным пухом и городской суетой. Замечательно мы провели время, маленькие радости жизни доставили нам массу впечатлений! Я приобрел новых друзей , без которых ничего не получилось бы. Еще раз жму руку - Аркадию RZ0SB за отзывчивость, что нашел время для меня, выздоравливай, Олегу RZ0SO за то, что не жалел ни себя, ни машину, Валерию, UA0QQK за сибирскую энергию и силу духа, Виктору, RK0SA за твою надежность, подарок отличный. Спасибо тем, кто терпеливо ждал new one, кто поддерживал спотами, кто просто был моим корреспондентом по ту сторону Байкала.

С уважением Алик, RX9WN.

P.S. Рассылка QSL карточек, как всегда, по логу.

Фотоальбом